Правильно будет, если все структуры подписавшие разрешительные заключения по застройке свалок, их отзовут. На 45 гектарах юнусабадского полигона, 15 гектарах хасанбайского и других, которые застраиваются, нужна капитальная чистка.
Застройщики претендуют на землю железной дороги и ее депо, а хокимы идут им навстречу
У вагоноремонтного депо в Ташкенте застройщики отобрали полосу отвода железной дороги в полгектара земли. У забора собрались сотрудники вагонного депо, депутаты, члены Экологической партии, журналисты. На наших глазах и происходил отъем. Железный забор, огораживающий депо, демонтирован. «Своя земля» впритык к колее огорожена профнастилом для застройки.
Объективности ради скажем, что эта не первая удачная попытка. Рядом уже построен магазин. Сейчас разгорелся спор между железнодорожниками и застройщиками из-за полосы отвода, на которой железнодорожники вырастили свыше двухсот сосен и других можжевеловых. Длина полосы – 185 метров, ширина – 25 метров.
Оба застройщика утверждают, что им разрешено здесь строиться. Одному – «ВМВ Trade Group» – землю выделил в пользование хоким города под строительство офисного здания, другому – «Apple Trade Group» – выделил землю хоким района под строительство молодежного центра.
У кого права? Прав у хокима Яккасарайского района города выделять землю под застройку по Закону «О земле» нет. Статья 5 Закона определяет компетенции органов государственной власти в области регулирования земельных отношений. Более детально прописывает компетенции по регулированию земельных отношений Закон РУз «О государственной власти на местах» (ст.10). И в нем хоким городского района правами распоряжаться землей не наделен.
Такое право законодательно закреплено за хокимом города. Хоким города действительно (цитируем статью 10 Закона РУз «О государственной власти на местах») «вправе предоставлять земли во владение, пользование и в аренду предприятиям, учреждениям, организациям, дехканским хозяйствам, гражданам, прекращать права владения и пользования землей этими субъектами, а также осуществлять изъятие земель с последующим утверждением принятых решений соответствующим Кенгашем народных депутатов». Статья 24 о полномочиях Кенгаша народных депутатов (см.комментарий к ней Минюста) подчеркивает, что в соответствии со статьей 10 Закона решения хокима по предоставлению земли во владение, пользование должны быть утверждены соответствующим Советом народных депутатов. Из чего ясно: хоким города – не царь. Кенгаш по статусу выше. Еще выше по статусу Премьер-министр, который вправе отменить решение Кенгаша, и Президент.
Ни в одном из документов, с которыми нас, журналистов, познакомили сотрудники депо, не было ссылок на утверждение решений об отводе земли в непосредственной близости от железнодорожного полотна Кенгашем народных депутатов Ташкента.
С волнением сотрудники депо говорили о том, что про решения хокимов о предоставлении в пользование застройщикам прилегающего к депо участка узнали спустя месяцы. Все нормативно-правовые акты местной администрации должны быть опубликованы. Но в вопросах земельных отводов нет прозрачности.
Процедура согласований и разрешений структур, обязанных изучить вопрос, до того как подпишет решение хоким города, происходила удаленно. На участке никто из их представителей не появлялся. А то бы заметили, что участок не бесхозный, огорожен трехметровым забором, за которым зеленая зона шириной в 25 метров и железнодорожные пути. И вывеска соответствующая на входе.
Можно только гадать, как разрешали экологи строительство офисного здания захотевшего здесь строиться застройщика фактически на территории Филиала по технической, технологической подготовке и ремонту пассажирских вагонов АО «Узжелдорпасс» – ВЧД-2. ВЧД – принятое на всем пространстве стран СНГ краткое обозначение вагонных депо.
Вагонных депо в Узбекистане несколько, а в Ташкенте это единственное. Объект второй категории воздействия на окружающую среду согласно утвержденному Кабинетом Министров Положению «О государственной экологической экспертизе». По Закону «Об экологической экспертизе» (ст.11) объектами экологической экспертизы являются материалы выбора земельных участков под все виды строительства. А статья 13 подчеркивает: «Проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в статье 11 настоящего Закона, является обязательным».
Как согласовывали санврачи из городского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, тоже вызывает сомнения. Полоса отвода железной дороги для депо составляет 23 метра от крайнего рельса. Уточним, откуда цифра. В стране действует КМК 2.10.10.97 (бывш.СаНПиН) «Нормы отвода земель для железных дорог». В 2013 году Государственный научно-проектный институт по землеустройству «Уздаверлойиха» провел инвентаризацию и межхозяйственное землеустройство полосы отвода на станциях и перегонах в пределах Ташкента. Расчеты проводятся по нормативам, указанным в КМК, с привязкой к местности. В результате выполненных работ было определено, что здесь полоса отвода составляет 23 метра.
Еще сто метров составляет санитарно-защитная зона. Так в соответствии с действующими Градостроительными нормами и правилами – ШНК 2.07.01.03. Читаем пункт 126 этого нормативного документа: «Жилую застройку необходимо отделять от железной дороги санитарно-защитной зоной шириной в 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути».
В действующих Санитарных правилах и нормах планировки и застройки населенных мест Узбекистана — СанПиН РУз № 0339-16 – в пункте 43 указана минимальная площадь озеленения санитарно-защитной зоны в зависимости от ширины зоны: до 300 м — 60%. А в пункте 49 говорится, что делать, чтобы предотвратить и минимизировать неблагоприятное влияние сооружений железнодорожного транспорта (шум, вибрация, загрязнение атмосферного воздуха). Ни шум не замерили санврачи, ни вибрацию, ни вопросами обязательного озеленения не озаботились.
Аналогичные вопросы можно задавать и другим структурам, давшим свое заключение по выделяемому участку. То, что никто не был на месте событий, выяснилось в суде, куда приглашались представители ведомств. Но и суд не счел нужным провести выездное заседание. Среди сосен у депо состав суда прочувствовал бы и шум, и вибрацию, и загрязнение атмосферного воздуха. По меньшей мере сотня вагонов проходит здесь за день. В депо не только ремонтируют вагоны. Здесь готовят поезда, отправляющиеся в южном направлении с Южного вокзала Ташкента. Они стучат на стыках дополнительно к тем ста вагонам, что стучат и лязгают.
Железный забор был демонтирован в присутствии судебного исполнителя застройщиком ООО «ВМВ Trade Group». Судебный исполнитель представил постановление Административного суда Чиланзарского района Ташкента: апелляцию депо по поводу предыдущих судебных решений отклонить, бюро исполнения Мирабадского района провести исполнительные действия.
Железнодорожники не могут не подчиниться суду. Но очевидно, что эта судебная инстанция не последний бастион. Депо — стратегический объект. Его безопасность – государственной важности.
Большие сомнения вызывает законность решения хокима Ташкента от 21 декабря 2018 года. Изложено оно так: В целях исполнения протокола выездного заседания Кабинета Министров за № 01-05/121-1 от 28 июля 2018 года, посвященного вопросам строительства и благоустройства в Ташкенте, рассмотрев обращение ООО «ВМВ Trade Group», постановляю выделить 0,2 га для строительства офисного здания на постоянное пользование в Яккасарайском районе по улице Кичик халка йулли.
Протокол выездного заседания Кабинета Министров не опубликован. Законодательным актом не является. Куда важнее и авторитетнее апрельское 2018 года Постановление Президента страны «О мерах по кардинальному совершенствованию порядка предоставления земельных участков в постоянное пользование для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности».
В нем сказано: «Процедуры предоставления земельных участков остаются непрозрачными и забюрократизированными, что препятствует эффективному использованию земель для развития предпринимательства и создания современного архитектурного облика территорий. В частности, не налажен на должном уровне конкурсный порядок предоставления земельных участков, о чем свидетельствуют многочисленные обращения в Виртуальную приемную Президента Республики Узбекистан, связанные с нарушениями при предоставлении земельных участков или их необоснованным изъятием».
Пункт 1 Постановления: «Установить с 1 июля 2018 года порядок, в соответствии с которым: предоставление юридическим и физическим лицам земельных участков в постоянное пользование для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности производится посредством электронного аукциона через единую электронную торговую площадку «Е-IJRO AUKSION».
В решении хокима про аукцион ни слова. ООО попросило землю и получило. По поводу одобрения или неодобрения Кенгашем этого решения вагонное депо сделает запрос.
В заключение несколько вопросов от редакции. Их немало накопилось. И не только в связи с решениями двух хокимов – Ташкента и Яккасарайского района столицы — о предоставлении застройщикам полосы отвода вагонного депо. В редакцию постоянно поступают протесты населения то против одного решения о выделении застройщикам городской земли, являющейся по Конституции Узбекистана общенациональным богатством (статья 55), то против другого. Отдаются предпринимателям дворы типовой жилой застройки, где ничего строить нельзя согласно Градостроительным нормам и правилам. Более всего страдают городские скверы, что во дворах и отдельно расположенные, с ними местные органы власти не церемонятся.
Обращаемся к важным государственным органам.
Вопрос к Министерству юстиции о правомерности решений хокимов районов столицы выделять землю в пользование застройщикам. Также ожидаем разъяснения Минюста о приоритетности законов РУз и Постановлений Президента страны в сравнении с протоколом выездного заседания Кабинета Министров.
Вопрос к Ташкентскому городскому управлению по экологии и охране окружающей среды в связи с проведением экологической экспертизы выделенного под застройку участка. Была-не была? Если была, почему не учла местонахождение планируемого объекта фактически на территории вагонного депо?
Вопрос к Ташкентскому городскому центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора по соблюдению санитарно-защитной полосы и уровням шума и вибрации в согласованном месте застройки. Санврачи следуют правилам и нормам?
Вопрос к хокимияту Ташкента по поводу проведения аукциона при выделении участков земли ООО «ВМВ Trade Group» и ООО «Apple Trade Group». Если был такой, опубликуйте результаты, а также все иные решения по выделению земельных участков застройщикам. Насколько необходимы их объекты в селитебных и рекреационных зонах столицы, где люди живут и отдыхают?
Вопрос к Кенгашу хокимията Ташкента о процедуре утверждения решений хокима по выделению земельных участков. Было утверждено рассматриваемое в этой статье решение хокима города? Про решение районного хокима даже сказать нечего. Взял и решил. Точно, царь.
Вопрос к Генеральной прокуратуре страны: является ли железная дорога и ее депо стратегическими объектами? Риторический вопрос. Конечно, да. Почему суды, принимая решение в пользу застройщиков, ставят безопасность под угрозу? В порядке надзора эти решения может проверить и Конституционный суд. Редакция будет следить за развитием ситуации.
Наталия ШУЛЕПИНА
Источник — nuz.uz
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Репортер.uz
Поездка в пески Внутренней Монголии Китая в составе группы журналистов из стран Азии и Африки (тренинг был организован пресс-службой Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием) показала, как закрепляются пески, если за дело по-серьезному берется государство.
Никакой спешки, никакой напряженности. Немного города, немного села. Ташкент и еще где-то там, по дороге…
Это интервью с архитектором было опубликовано в газете «Правда Востока» 25 февраля 1997 года. В день рождения 23 февраля 2021 года состоялось открытие выставки его рисунков. Патриарху архитектуры исполнилось 84 года. И он по-прежнему в творчестве.
В день рождения коллеги предлагаем читателям sreda.uz экскурс в начало пути.
Что намечено возвести? Жилые комплексы класса «А», детский сад, международную школу, крупные торговые центры, гостиницу, многофункциональные высотные здания, бизнес-центры.
Иностранный банк отказался от строительства на территории парка «Матери и ребенка» в Ташкенте. Но жители понимают, что парк может быть продан другому застройщику, если за него не бороться.
Дорогие читатели, дата у сайта не круглая. И все же праздник — день рождения. 2 февраля 2009 года на сайте я разместила первые заметки. И вот уже их более двух тысяч.
Провокации — не дело. Пишу в недоумении и возмущении в связи с перепечаткой моей статьи с лихой переделкой заголовка на провокационный.
Покушение на парк «Матери и ребенка», что размерами невелик и тем особенно ценен для жителей Ташкента, умом не понять.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
И.М. Мирабдуллаев
не лучшая идея: 1. температура Ср.Аз понизится. 2.из сибири зайдут чужеродные виды рыб и др. гидробионтов. 3. вода до Узбы не дойдет - казаки выпьют. 3. очень дорого - канал широкий и очень длинный, да иводу насосами метрв на 100надо будет поднимать 4. сидеть на крючке у русских и да и казаков лучше не адо.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Спасибо за статью, очень познавательно и интересно.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Алекс
Если его, опять не отговорят, какие нибудь "сибиряки"! Как, Горбатого отговорил Распутин с Залыгиным... А, какой проект был! "Воды Сибири, просторам юга", назывался... А теперь, и Сибирь тонет! От паводков...
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Автор
Основу питания розового фламинго составляют мелкий красноватый рачок артемия и его яйца. Якобы даже поэтому они имеют красный или красноватый цвет. Фламинго часто обитают на солоноватых, соленых и щелочных водоемах. Артемиями питаются также какие-то уточки, которых я видел на Великом Соленом озере, ЮТА.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
ИЗ ФЭЙСБУКА • Лет через двадцать и артемия исчезнет… • Чрезмерная добыча Артемии не вредит ли экосистеме региона? • Лишь бы это не мешало экологии. Лишь бы не получилось- после нас, хоть потоп. • А раньше там были прекрасные розовые фламинго • Люди безграничны в своём стремлении к наживе, поэтому необходимо разработать научно обоснованные ограничения, квоты, и вести контроль их соблюдения, тогда хоть на воспроизводство останется, может быть. • Сейчас споры из-за мест добычи. Но самое главная проблема - нет попусков амударьинской воды в Арал. Сказано же авторами в статье: если продолжится осолонение - артемии не будет. Предел - 200 г/л. • При расчете квоты для продажи необходимо в первую очередь учесть потребности обитателей, составляющих единую биологическую систему и конечно, прежде всего, позаботиться о необходимости подпитки рапы для сохранения её свойств. Очень актуальная статья! • Через Арал пролегают пути миграции многих перелетных птиц, которые останавливаются там подкормиться артемией. В том числе и фламинго. Уничтожат этот ресурс, птицы тоже гибнуть начнут!! Это важная точка для остановки на кормежку и набора сил во время миграционных перелетов. и она была таковой на протяжении многих веков. А сейчас коммерсы ради наживы уничтожат много видов пернатых, забрав их кормовую базу. • Птицы отдыхают сейчас не на Арале, а на озерах дельты. • Сначала уничтожили, а теперь еще и плюсы из этого извлекают. О чем речь, он вообще гибнет. • Уничтожили Арал хлопком. А сейчас мы при нынешних чиновниках стараемся возродить Арал. Алчность превыше всего. • Не приведёт ли промышленная добыча цист артемии к полному исчезновению рыбы в Арале? • Так в море вроде уже давно рыбы нет, с такой солёностью только Артемия и может выжить. Это у казахов на северном Арале восстановился промышленный улов, причём именно пресноводных рыб. • В нашем Арале давно никакой рыбы лет 20 уже нет, в ней тока огурцы солить, как в рассоле. • Ясно дело, что никто текст не прочел. А ведь написали его ученые - доктор наук Искандар Мирабдуллаев и кандидат наук Абдирахман Сапаров. Мирабдуллаев был десятки раз в экспедициях на Арале. • А разве реально, чтоб вода всё же доходила до Арала? Вроде Амударья задолго до моря уже заканчивается. Или есть другие источники пополнения пресной водой?
Сколько в воздухе городов Узбекистана бензапирена? Очень скоро узнаем ответ
Из фэйсбука
Лилия Завьялова: Бензпирен определялся в старые времена в Центре загрязнения природной среды Узгидромета. В программе фонового мониторинга этот анализ проводился для всех сред. Это было в моей лаборатории. Данные где-то в архивах. Прошло столько лет... Нина Королева: С 1985 года бензапирен стали нормировать в выбросах/ Есть работы Цирульникова о присутствии бензапирена даже при сжигании газового топлива. Автор: Вот это особенно важно. Я помню, какая борьба шла в конце восьмидесятых с индивидуальными котельными. А сейчас устраивают котельные у каждого габусовского дома и считают, что это безвредно. Нина Королева: При проектировании всех теплоэнергетических установок, в соответствии с законом, должна быть выполнена оценка воздействия на окружающую среду с расчётами концентраций загрязняющих веществ и снижением их до допустимого уровня, а так же оценка риска и расчёт зоны поражения при аварийных ситуациях, связанных с использованием жидкого, газообразного или твёрдого видов топлива. Алия: Посчитают, сколько. И? Как дышим так и будем дышать выхлопными газами вместе с бензапиреном. Автор: Алия: Когда есть информация, меры принимаются. Когда нет информации, все супер-пупер.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Насрулло
Пока существует Каракумский канал, о восстановлении Арала можно забыть. Т.е. - бесполезно мусолить эту тему. Но, при этом, увеличение посадок пустынных растений реально облагородит территорию (интересно, какие территории и сколько га уже засажено саксаулом).
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
кккк
Насколько я понял о подаче воды в западный Арал пока нет вообще речи. Я увидел в статье только речь о добыче и использовании рачков в Арале пока он не пересох окончательно...
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Рахим Усманов
Надо руководителям республик просить Путина вернуться к проекту поворо́та части сибирмских вод каналом через Арал в Каспий
Создан заказник «Судочье-Акпетки»
И.М. Мирабдуллаев
В некоторых озерах ветланда Судочье сохранились некоторые "остатки" аральской фауны.