«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
В Узбекистане стартовал первый проект Адаптационного фонда
Проект «Развитие климатоустойчивых фермерских и дехканских хозяйств на территориях, подверженных засухе в Узбекистане» является совместным проектом Правительства Узбекистана, ПРООН и Адаптационного фонда Рамочной конвенции по изменению климата ООН. Рассчитан на шесть лет. Пилотными территориями определены северные районы Каракалпакстана.
Инициация проекта относится к 2011 году. Тогда в Узбекистане побывала миссия ООН и состоялись консультации со специалистами партнерских организаций. Были в общем сформулированы цели и задачи проекта, предварительно определены пилотный регион и национальное исполняющее агентство.
Развивая идею, в процессе подготовки проектного документа разработчики окончательно определились с территорией. Самый высокий индекс деградации земли — в северных районах Каракалпакстана. Их и рассматривали – Муйнакский, Кегейлийский, Тахтакупырский, Чимбайский, Канликульский. В 2012 году проектное предложение изучила Комиссия Адаптационного фонда и после ряда доработок одобрила. В феврале 2014 года проект «Обеспечение климатической устойчивости фермерских и дехканских хозяйств, расположенных в засушливых районах Узбекистана» включен в пакет финансируемых. Утвержден правительством страны в июне 2014 года.
Он является уникальным и потому, что это первый проект, финансируемый Адаптационным Фондом Рамочной Конвенции по Изменению Климата ООН (РКИК ООН), и потому что масштабен как по решаемым задачам в Приаралье, где сфокусирован целый ряд серьезных рисков (острый дефицит водных ресурсов, пыльные бури, деградация земли и др.), так и по продолжительности. Адаптационный фонд выделяет на реализацию проекта 5,2 миллиона долларов. Общая сумма с учетом софинансирования ПРООН и правительства Узбекистана превышает 5,4 миллиона.
В Каракалпакстане проживают 1,8 миллиона человек. Для каждого важна адаптация. В рамках проекта адаптация – это долгосрочная стратегия приспособления. Шесть лет усилия будут сконцентрированы на пилотных районах, чтобы затем успешный опыт распространить по всему Каракалпакстану и далее.
Предполагается, что в Муйнакском районе восстановление деградированных земель пройдет на ландшафтном уровне, так как в этом районе уже реализован ряд проектов. В Тахтакупырском районе упор делается на животноводство, а в Кегейлийском, Чимбайском, Канликульском – на растениеводство (здесь выращивают рис, хлопчатник, корма). И для животноводов, и для земледельцев очень важно раннее предупреждение засухи.
К увеличивающейся засушливости и частым засухам надо приспособиться. В рамках первого компонента проекта — «создание институционального и технического потенциала для управления засухой и системы ее раннего предупреждения» — усилится гидрометеорологическая сеть. Сейчас в Каракалпакстане действуют десять метеорологических станций и двенадцать гидропостов. Намечено модернизировать восемь метеорологических станций и два гидропоста. Надо повысить достоверность прогнозов, чему модернизация поспособствует.
Серьезный риск в ориентированном на сельское хозяйство регионе – дефицит водных ресурсов. Очевидно, что здесь необходимо внедрять водосберегающие технологии. Как известно, капельное орошение не только экономит воду, но и повышает урожайность сельхозкультур на треть. Будут ли такие результаты в условиях сильной засоленности почвы, требующей обильных промывок? Практика покажет. Наработка наилучших практик по водосбережению, восстановлению структуры почв и плодородия земель, внедрению галофитных растений, развитию животноводства предусмотрена вторым компонентом проекта: «климатоустойчивые практики ведения сельского хозяйства (растениеводство и животноводство) для дехканских хозяйств».
Наступающие пески Аралкумов, огромной пустыни на осушенном дне Аральского моря, — одна из проблем, решаемых третьим компонентом проекта. Его название звучит так: «адаптационные меры, реализуемые на уровне ландшафтов, направленные на повышение устойчивости к изменению климата». Меры предусматривают расширение сети питомников по выращиванию сеянцев саксаула и других пустынных растений. Сперва — вырастить, затем — сажать. Закрепление песков ведет к сокращению солепылепереноса, что важно и для экономики, и для здоровья людей.
В рамках проекта предполагается создание дополнительных сезонных рабочих мест Очевидно, трудиться люди станут и на осушенном дне Арала. И сажать, и ухаживать за посадками. Кто знает, может быть, удастся повторить опыт Китая, не только засадившего лесами миллионы гектаров пустынь, но и выращивающих в пустынях древесину на продажу.
«Использование знаний и повышение осведомленности об адаптации к изменению климата» — четвертый компонент проекта. Ожидается создание профессиональных научных центров по оказанию услуг животноводам и земледельцам. Предстоит создать мультимодульную платформу передачи знаний конечным пользователям.
На вводном семинаре совместного проекта Правительства Узбекистана, ПРООН и Адаптационного фонда РКИК ООН «Развитие климатоустойчивых фермерских и дехканских хозяйств на территориях, подверженных засухе в Узбекистане», состоявшемся в Ташкенте 22 октября 2014 года, участвовали представители Олий Мажлиса, МИД, национальных профильных министерств и ведомств, международных организаций, вузов, СМИ. Конечно же, были представлены и основные партнеры — Узгидромет, Министерство сельского и водного хозяйства, Министерство экономики, Министерство финансов, Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы.
Сперва собравшиеся знакомились с проектом в целом, потом обсуждали матрицу – общие черты каждого компонента, конкретные действия. «Проектная деятельность не должна слишком сильно отклоняться от ранее запланированной, но и не обязательно точно следовать ей. Важно обеспечить оптимальное управление деятельностью для достижения поставленных задач, — отмечал принявший участие в вводном семинаре представитель Регионального центра ПРООН Азиатско-Тихоокеанского региона г-н Юсуки Таиши. – Для адаптации нет универсальных технологий. Главное – создание устойчивости к изменению климата. Возможно, потребуется вносить по ходу исполнения какие-то ограниченные коррективы, но мы не имеем права отказываться от намеченных целей».
Что ожидаемо к 2019 году? Должен быть сформирован институциональный и технический потенциал по управлению засухой и ее раннему предупреждению. Должны быть созданы практики климатоустойчивого и ресурсосберегающего ведения сельского хозяйства в дехканских хозяйствах Каракалпакстана. Должны быть осуществлены адаптационные меры на уровне ландшафта в целях сохранения почв и влагоудержания в них, повышающие климатическую устойчивость 1042094 га земель. Должны быть выработаны и широко доступны знания о климатоустойчивых системах выращивания сельскохозяйственных культур и ведения отгонного животноводства на засушливых землях.
Шаги по достижению намеченных целей будут координировать Офис ПРООН в Узбекистане и Межведомственная рабочая группа, возглавляемая Национальным координатором проекта.
На старте проекта звучат предложения усилить акценты на экологической составляющей, включить в учебные программы вузов вопросы адаптации к изменению климата, есть и другие. Через несколько дней состоится запуск проекта в Нукусе. Документ будет опубликован в Интернете. Все заинтересованные структуры смогут с ним детально ознакомиться и наметить конкретные действия на 2015 год, в том числе и в духе высказанных пожеланий. После необходимых согласований их рассмотрит и утвердит Координационный совет. По графику это произойдет в декабре. Тогда и начнется внедрение адаптационных мер.
Наталия ШУЛЕПИНА
sreda.uz, 22.10.2014г.
фото автора, на фото — в Каракалпакстане
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Климат
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
Воздушные ветроэнергетические системы производят энергию, которую можно использовать напрямую, хранить в батареях или отправлять в сеть.
Воспользуемся возможностью восхититься и порадоваться, что деревья в городе еще остались и есть совершенно чудесные улицы. Эти кадры сделаны на ходу. Ради фото — минутная остановка. Хороша осень. Такой бы осень всю зиму! И ведь такая в Ташкенте бывает. А потом — весна.
По зуму участвовали в консультациях в Ташкенте представители ряда международных общественных организаций. По итогам они сформулировали свое понимание ситуации.
Исполнительный секретарь РКИК ООН Саймон Стил призвал делегатов Конференции ООН по изменению климата (COP29) проявить решимость и изобретательность в борьбе с климатическим кризисом.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев выступил 12 ноября в Баку на пленарной сессии Саммита мировых лидеров в рамках 29-й сессии Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (СОР29).
Страны-члены Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) одобрили новый План действий по изменению климата и запустили Фонд подготовки проектов по климату и устойчивому развитию.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Вот что пишут организаторы конкурса: «Хотите внести свой вклад в решение климатических проблем и стать частью международного проекта? Присоединяйтесь к созданию уникальной колоды климатических карточек «Turn It Around» и выразите своё видение через искусство и текст!»
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу
Какова цена реки Угам?
admin
Комментарии из соцсетей: ***** Это просто кошмар, от которого хочется спрятаться. Что мы можем сделать? Написать коллективное письмо? Поехать на эту стройку? Я могу только беспрерывно рассказывать об этом моим ученикам. Хорошо бы дать уроки экологии в школах Хумсана. Люди ничего не знают о том, что творится у них под ноcом. =========== Иcпаганят красивейшие места. И саму реку убьют, а ведь оттуда идет питьевая вода для Ташкента. =========== Реку Угам жалко. И на казахской территории, и на узбекской. Такие чудные места. Мы были просто в шоке, когда увидели, как раздербанили русло. И, конечно, речь идет о цене вопроса. При минимальных для энергосистемы выработках электроэнергии происходит уничтожение природы. 20 млн долл «закопают» для этого.