Только что закончены репортажи из экспедиции от верховий до низовий Амударьи. Много фотографий не вошли в репортажи. Покажем вдогонку еще Амударью и пустыню Кызылкум.
Как ударил блэкаут по Андижанской области Узбекистана
Крупная авария в энергосистеме 25 января 2022 года привела к отключению электроэнергии почти по всему Узбекистану. Как переживала блэкаут Андижанская область? Я проехала по нескольким районам области 25-27 января. То, что ЧП ударило по всей системе жизнеобеспечения, очевидно.
Блэкаут — так называются системные аварии в энергосистеме, сопровождаемые массовым отключением потребителей. Прежде всего, отключение электроэнергии 25 января сказалось на тепле в домах. Прекратилась подача газа — и стали замерзать жители домов с газовыми двухконтурными котлами. Так в новых домах в Ходжаабадском районе. Спустя сутки посла аварии нет информации, когда включат электроэнергию, когда возобновится подача газа, появится вода. Без воды вообще никак.
Адыры сухие. Ни речек, ни каналов. В новом микрорайоне, построенном на адырах, хочется жить. В этом сельском жилье предусмотрены все городские удобства. Но не предусмотрен блэкаут. К вечеру 25 января по Андижанской области электроснабжение, по официальным сообщениям, было восстановлено на 35 процентов. Но не в глубинке.
Там, где вода доходила самотеком до уличного водопровода, собирались очереди с ведрами и баклажками.
В общем-то без паники, там где в кранах вода.
Кто-то терпеливо дожидался у дороги обещанной водовозки, 26 января.
«Воду привезли!»
Вообще-то в массиве «Хидирша» проблем с питьевой водой быть не должно. Расширяются водоочистные сооружения. Вода сюда двумя подъемами доставляется из Андижанского водохранилища. Но нет электроэнергии — насосы молчат.
Женщины скооперировались и готовят пищу.
В Булакбашинском районе в сельском жилом массиве Кумгузар картина примерно такая же, как у соседей. Свете нет, но есть вода в колонках.
Ребятня высыпала на улицу. Что дома делать? Света же нет.
С отоплением в блэкаут полегче у тех жителей, кто предусмотрительно установил в квартирах печки-буржуйки. Проектом в многоэтажных домах они не предусмотрены. Но если и в лучшие времена в эти дома газ подается по чуть-чуть, то люди ищут выход. Там, где печные трубы в окнах или в стенах, там буржуйки.
Когда видишь многоэтажное сельское жилье, неизбежно возникает вопрос: как его жители занимаются привычным на селе разведением домашнего скота? Овец у многоэтажного жилья за эту поездку мне довелось увидеть пару раз. И в обоих случаях — у водонапорных башен. Овцы к блэкауту никакого отношения не имеют. Имеют отношение к качеству питьевой воды. Независимо от общенационального ЧП тревогу вызывает качество питьевой воды везде, где у водонапорных башен нет полноценного ограждения и системы очистки.
Сельское жилье растет ввысь по всему Узбекистану. Можно вспомнить слова про обещанные в светлом коммунистическом будущем «смычку города и деревни». Говорю без иронии. Люди с охотой берут в кредит квартиры в многоэтажном социальном жилье. Но практически везде есть вопросы к канализационным стокам. Какого качества сбрасываются в окружающую среду? В отсутствие электричества канализационные стоки превращаются в глобальную экологическую проблему.
Одноэтажного жилья эта проблема не касается. В каждом домохозяйстве есть выгребная яма, за которой следит хозяин. Для многоэтажного жилья нужны системы канализации с очистными сооружениями. В большинстве случаев устанавливаются локальные очистные сооружения — ЛОС.
В Джалалкудукском районе новостройки тоже приятно радуют глаз. А вот и ЛОС массива «Амир Темур». В рамках проекта по строительству социального жилья локальное очистное сооружение установлено для трех домов. В блэкаут не только это ЛОС, а все ЛОС по области и республике вышли из строя. Их ресурс без электроэнергии — восемь часов. При благоприятных условиях полезные бактерии размножатся недели через три и возобновится очистка, если очистные сооружения справятся с объемами стоков. Могут и не справиться. Здесь, как грибы, растут коммерческие пятиэтажки в расчете на единственную в округе водонапорную башню и единственное локальное очистное сооружение. Последствия в перспективе. А пока — блэкаут, сброс канализационных стоков без очистки в водотоки.
Мчим через адыры в Пахтаабадский район. Техника на дороге работает, значит, есть горючее. Вообще же машин мало.
Очереди на автозаправки наблюдались и накануне блэкаута. Очереди за метаном из-за нерегулярной подачи. Нет электричества — встали автозаправки и на бензине. По району едут те, кто запасливый, или кто едет из Андижана. Там полегче: электроэнергию включили в части города вечером 25-го.
Проезжая Пахтаабад. Уголь — ходовой товар. Впрочем, не только здесь. Есть спрос — есть предложение.
Это фото я сделала из-за сеялки: яркая, красивая. Рассматривая, обратила внимание на дымок из оконной трубы. На отопление отключение электричества не сказалось. Впрочем, как пошутили местные жители, буржуйка хорошо обогревает кухню. Там и живут всей семьей. «Зато когда весна, в доме просторно».
Вот что представляет собой печка-буржуйка. Можно и чайник скипятить, и еду приготовить. Но газ — не уголь, с газом лучше.
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Репортер.uz
Конечная точка маршрута — Междуреченское водохранилище. Сюда мы отправляемся из Нукуса.
По Узбекистану экспедиция начата на Аму-Бухарском канале. На втором ее этапе мы пересечем Кызылкумы, заедем в Нижне-Амударьинский государственный биосферный резерват, взойдем на Чылпык.
Железная дорога, которая прокладывается по Зарафшанскому национальному природному парку, покончит с беспечностью диких животных. Окажутся под колесами поездов и ежи, и крупные животные.
Первый маршрут исследователей — Таджикистан, поездка в заповедник «Тигровая балка». Вторая экспедиция — по Узбекистану: от Бухары до низовий. В этом репортаже проедем от питомника «Джейран» вдоль Аму-Бухарского канала.
Постановление Кабинета Министров РУз «О мерах по реализации крупного инвестиционного проекта по строительству всесезонного курортного комплекса «Sea Breeze Uzbekistan» повергло в шок миллионы.
Статью, опубликованную в газете «Правда Востока» 15.3.1994 г., я закончила пожеланием: геоэкологические исследования надо продолжать и расширять. «Это задача не только одной экспедиции. Она — государственная. Чтоб не росли на нашей земле желто-бурые пятна». Актуально.
Труба кирпичного завода — заметный ориентир. Проезжая по Бухарскому району, минуем его, а там уж и до узла распределения воды «Зарафшон» рукой подать. Чем примечателен объект? Ему без малого сто лет, веден в эксплуатацию в 1927 году. Будет реконструирован и модернизирован.
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
На леднике Федченко (Ванчях) международная экспедиция установила летом 2025 года три автоматические станции
Ангелина
Какая красивая и глубокая метафора: ледник - это книга, которую надо успеть прочитать!!! Такая информация не просто радует, она заставляет вновь обрести веру в человечность, в неукротимую жажду познания. Не разрушение, а созидание - вот наш девиз. Наш - людей на планете Земля!!!
Амударья для биоразнообразия. Экспедиция по Узбекистану: от Бухары до низовий (часть 3)
Ангелина
Очень емкая экспедиция, требующая широкого кругозора в освещаемой теме. Слова восхищения автору - Наталье Шулепиной. Даже в праздники Вы не позволяете себе отдыхать! Меня же, как читателя, поразило насколько сложно устроена система водопользования. И второй тезис: никакие теории не помогают, никакие технологии не спасут, если воды просто НЕТ. Известно, что есть островные государства на Земле, которые всерьез задумываются о покупке земли на материке для своих граждан в связи с угрозой затопления. Не возникнет ли такая необходимость и в Узбекистане, если проживание в бывших низовьях Амударьи и Сырдарьи станет просто невозможным.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
вован1
для прохода животных - под насыпью должны быть проложены широкие трубы. Как делается во всех цивилизованных странах
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
фоток с озера Сукко (Анапа) здесь в статье кстати нет.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
Зайнутдинова Неля
Не знаю, как ещё надо писать, к кому обращаться, чтоб дошло до руководителей всех уровней! А что для этой новой ж/д других возможностей прокладки нет или не рассматривались? Или сначала строим, потом соображаем? Перечислены все законы и постановления, которые нарушаются. Они что о них не знают или как всегда выгода на первом месте? Природа такаая хрупкая. Её уничтожить ради экономии средств на нынешнем этапе ничего не стоит.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Aliya Vildanova
Власть, которая должна быть гарантом законности, сама вопиюще нарушает и не соблюдает законы страны, со всеми вытекающими: коррупция, воровство, обман и т.д.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Абдукодир Джалилов
На фото видно, что канализационная труба рядом чистой водой - это есть очень грубое нарушение технологии укладки труб. Нет никакой гарантии, что не смешивались разные структуры воды. Значит, народ правильно против стройке N490.
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
А мы там недавно сняли красивое чтение стиха "Осень на дороге" от Даниэллы Фуэго
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.