«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
Акценты общественных слушаний о загрязнении атмосферного воздуха в Ташкенте
То, что качество атмосферного воздуха в Ташкенте, никуда не годится, горожане отмечают носами и глазами. Посты Узгидромета загрязнение подтверждают. На общественных слушаниях организаторы — Экологическое движение Узбекистана и Ташкентский транспортный университет — предложили ряду ведомств дать свою оценку ситуации. Как улучшить?
Участвовали в слушаниях члены Сената, депутаты Олий Мажлиса, эксперты Экологической партии Узбекистана, специалисты Узгидромета, профильных министерств, ученые, студенты, представители ННО и СМИ.
Причины ухудшения качества воздуха практически все выступавшие называли одни и те же: увеличились объёмы выбросов от источников электрической и тепловой энергии, автотранспорта и строительной индустрии. Ради застройки вырубаются деревья. Точечная застройка тоже не во благо.
Узгидромет представил информацию по 13 стационарным постам в Ташкенте и двум автоматическим станциям, работающим в режиме онлайн.
Наблюдается снижение выбросов оксида углерода и углеводородов, но при этом увеличились выбросы оксидов азота и твердых частиц, в особенности, микрочастиц пыли. В 2023 году среднегодовая концентрация озона и аммиака лишь незначительно превышала гигиенический норматив, тогда как содержание мелкодисперсных частиц размером 2,5 микрон (РМ2,5) и 10 микрон (РМ10) явно превышало гигиенические нормативы, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения.
На общественных слушаниях немало говорилось о транспорте. В среднем каждый день в Ташкенте передвигаются 730 тысяч транспортных средств. От 160 тысяч до 300 тысяч автомашин въезжают в город из регионов. Широко используется низкокачественный бензин марки А-80. У всех на слуху вредные выбросы, образующиеся при сжигании топлива, — диоксид азота, оксид углерода, углеводороды, бенз(а)пирен. Однако вредных компонентов куда больше — до двухсот. Их суммарное влияние на здоровье человека неблагоприятно даже при низких концентрациях.
Загрязнение атмосферного воздуха наблюдается не только в столице, но и в ряде промышленных центров, включая Ферганскую и Ахангаранскую долины. Газоочистное и пылеулавливающее оборудование на многих предприятиях страны давно отслужило свой срок.
Из острых вопросов — студенческий о качестве воздуха в Навои, и требование: «Надо меры принимать!»
Еще одна причина увеличившихся выбросов — использование угля и мазута на тепло- и электростанциях. Как сообщалось, в декабре 2023 года в девяти котельных шести теплоцентралей столицы было использовано три тысячи тонн мазутного топлива. Уголь стал основным топливом для теплиц. От него много вредных выбросов. А в холода для обогрева теплиц жгут старые шины. Суммарный вредный эффект зашкаливает.
Говорилось и о влиянии на качество воздуха вырубки деревьев в Ташкенте. Только 3 процента территории покрыто зелеными насаждениями. При этом по норме надо иметь не менее 12 процентов. В столице в период моратория на вырубку деревьев вырублено около 49 тысяч.
В завершение общественных слушаний был зачитан проект рекомендаций. Предстоит их доработать и адресно направить в соответствующие министерства и ведомства, в хокимият Ташкента для принятия эффективных управленческих решений по охране атмосферного воздуха. И хорошо бы проинформировать правительство тоже.
Отметим плюсы и минусы состоявшегося разговора. Организаторы приглашали руководителей министерств и ведомств. Руководители отправили на слушания сотрудников на порядок ниже по статусу.
Желающих задать вопросы собралось немало. Но сессия вопросов и ответов оказалась короткой. Между тем, как говорили участники слушаний, расходясь с безусловно очень важного мероприятия: «Общественные слушания без вопросов и комментариев общественности — это как футбол с одной командой. Вроде бы на поле вышли и даже сыграли, но есть чувство незавершённости».
А вот несколько комментариев из соцсети. Начнем со скептических: «Изменений не будет. Всё, о чем говорили, и так всем известно. Не сказано, что можно реально как-то изменить. А так состоялись слушания и ладно! Гражданское общество помогло своим присутствием хорошим людям».
«Ждали участия руководителей министерств. Они, как это часто делается, спихнули на своих подчиненных. Выступали слабо. От задававших вопросы тоже ожидали большего. Конкретики мало. Время потратили на пространные рассуждения и вопросы «в никуда».
«Городской экокомитет в лице зама рассказал про большую работу, которую проводит. Но, как он сказал, сами экологи не справятся: «Нужно, чтобы все подключались к решению проблем». Ничего конкретного от него не услышали. Хоть бы рассказал, как комитет мониторит ситуацию по выбросам предприятий. Если нужна помощь, то в чем? Может, нет права на контроль?»
«Для вопросов мало времени выделено. Вопросы и ответы должны занимать как минимум 50% времени. У людей нет опыта общественных слушаний, поэтому не получается задать вопрос кратко. Всякий «микрофон» оценивается чуть ли не как единственный шанс высказаться. И человек в запальчивости выкладывает всё! Задавать вопросы тоже надо учиться. А модератор должен помогать».
«Очень рад, что студенты участвовали и задавали вопросы. Это их будущее мы сейчас активно и даже безвозвратно портим. Мы заранее приговариваем их и их детей к жизни, полной болезней и страданий. У молодых есть все основания быть злыми на старшее поколение, которое по непонятным для молодых причинам разрушает мир, в котором им жить».
«Представитель Минстроя пообещал, что в новых проектах строительства 50% территории будет отведено зеленым зонам. Но ничего не сказал про влияние на атмосферный воздух точечной застройки. Почему Минстрой допускает строительство зданий во дворах давно построенных микрорайонов вопреки действующим СанПиНам? При этом дворовые зеленые зоны уничтожаются одна за другой».
«Нет проветриваемости — грязный воздух висит над городом. Теперь вот ещё одна новация: в новых домах — индивидуальный обогрев. Посмотрите, что творится в только что возведенных микрорайонах: трубы под окнами верхних этажей. Соседи травят друг друга и город. Там ведь нет никакой очистки при сжигании газа. И это не мелочь, когда такие проекты масштабируются».
«Чтобы рекомендации носили систематический и научно-обоснованный характер, нужно создавать рабочие группы и работать вместе с экспертами. Собирать мнения населения важно, но анализировать и систематизировать эти мнения должны специалисты. Тогда рекомендации не станут авральными. Да, проблема с воздухом стоит очень остро и решать ее нужно сейчас. Однако важно не создать новых проблем, пытаясь аврально решить уже имеющиеся. Так, сокращение числа автомобилей в городе, ограничив въезд машин из областей, может привести к удорожанию услуг такси. С учётом того, что сеть общественного транспорта не может обеспечить эффективную связь между многими точками города, подорожание такси приведёт лишь к социальной напряжённости. Запрет на старые автомобили ограничит возможности для бедного населения зарабатывать».
«Сейчас важно подготовить продуманные рекомендации, которые будут направлены в профильные министерства и в правительство. В каждом случае следует иметь в виду и цену вопроса».
Завершим обзор конструктивным предложением одного из участников слушаний: «Надо провести в несколько дней национальный зум-марафон по охране атмосферного воздуха. Заранее определить регламент. Выбрать модераторов. Расписать темы и проблемы, определить тайминг. Чтобы обязательно на зум-марафоне присутствовали лица, принимающие решения, чтобы они не прятались за не пойми какими-то «главными помощниками младшего дворника». Можно выслушать всех, собрать мнения от простых людей до высококлассных специалистов. Через месяц все качественные варианты подать правительству в нужной упаковке».
Конечно, общественные слушания могут быть продолжены и в таком формате. Проблема обостряется повсеместно. Акценты нужны безошибочные.
Наталия ШУЛЕПИНА
SREDA.UZ
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Воздух
Воздушные ветроэнергетические системы производят энергию, которую можно использовать напрямую, хранить в батареях или отправлять в сеть.
На этом снимке утро в выходной. В будние дни воздух загрязнен еще сильнее, чем в выходные. Ташкент входит в десятку и даже в тройку анти-лидеров загрязнения на планете. И это не повод для гордости.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
Бетон отвечает за большой процент выбросов углерода. Альтернативы появляются, но бюрократия стоит на пути. Об этом сообщает Bloomberg.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Парламентарии Казахстана ратифицировали Соглашение между правительствами Казахстана и Узбекистана о сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей среды.
В мире попасть на верхние позиции в рейтинге «зеленых городов» — большая честь и достижение. Попытка определить в Узбекистане самые экологически устойчивые столкнулась с рядом трудностей, включая сбор данных.
Кто-нибудь фиксирует загрязнения атмосферного воздуха, меры к предприятиям-загрязнителям принимает? Предприятия озабочены сокращением выбросов? В Конституции Узбекистана говорится о праве на благоприятную окружающую среду.
Много сомнений по сжиганию медицинских отходов на территории государственных клиник за счет иностранных инвестиций. Риски велики. Решается ли при этом проблема утилизации медицинских отходов?
На улице Ульяновской в Ташкенте
Мария
В школе №18 преподавал математику Алексей Алексеевич Каляев, Я потом училась у него в старших классах в школе № 47
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.